20.10.2014
КОМАНДА РСКГ НА ГРАН-ПРИ РОССИИ

Как выглядел сочинский этап Формулы-1 глазами функционеров Российской серии кольцевых гонок.

Александр Сотников, директор гонок РСКГ

На Гран-при России Формулы-1 – Chief Observer

Я был Chief Observer, отвечал за происходящее на трассе и обеспечивал потоки информации от Race Control на трассу и наоборот. В моем подчинении были флаговые маршалы, вдобавок я занимался предстартовой процедурой и еще рядом вещей. Но основная моя задача в гонке – коммуникация между пунктом управления и маршалами.

Как это работает и зачем нужно? Вот есть Race Director Чарли Уайтинг, который отвечает за все ключевые решения: когда дать старт, когда выпустить автомобиль безопасности, сокращать ли дистанцию гонки или остановить ее. С ним на этапы ездят несколько человек из FIA, включая опытного помощника. Когда Уайтинг дает старт и возвращается в пункт управления, за происходящим на трассе следит именно помощник.

И есть руководитель гонки –на разных этапах это разные люди, могут быть назначенными из FIA, могут быть функционерами местной автомобильной федерации. На Гран-при России рукогоном был Сергей Шурхно, его помощником – Кирилл Случевский. Рукогон контролирует всех в Race Control – спасателей, хронометраж, safety car…

Для чего нужны должности Chief Observer и Chief Communicator? В Формуле-1 очень большой поток информации, и одному человеку обработать ее проблематично. Поэтому, чтобы был понятный эфир, он делится. В моем подчинении флаговые маршалы - те, которые сигнализируют пилотам о происходящем. Например, произошел инцидент, который требует выпуска машины безопасности. Напомню, решение за директором гонки – Чарли Уайтинг нажимает кнопку, которая зажигает электронные табло на трассе, эта индикация есть и в сейфти-каре, и в болидах пилотов, вдобавок все пишется логгерами – так что потом никто не сможет рассказать, что он каких-то флагов не видел. Так вот, моя задача – дать в этот момент команду маршалам, чтобы появились желтые флаги.

Обратная связь выглядит так. Я получаю данные от старших судей на постах и старших на секторах – это информация о вылетах, контактах, повреждениях, «срезках» траектории и выездах за пределы трассы; о том, кто и где заглох, сломался или у кого что отвалилось. Руководитель гонки тоже слышит эту информацию, а директор следит за происходящим через камеры.

Если мне доложили, например, что на трассе присутствуют обломки, масло, или же требуется эвакуация – я передаю эти данные Chief Communicator – он ответственный за работу трек-маршалов. Именно они будут закатывать машину в безопасное место, грузить ее на эвакуатор, или удалять технологические жидкости.

У нас такой развитой структуры нет – в Российской серии объем информации меньше. Впрочем, если на трассах «Смоленское кольцо» или «Нижегородское кольцо» я, как директор гонок РСКГ, могу отслеживать происходящее, то на автодроме Kazan Ring сложно принимать оперативные решения, там опыт разделения эфира, как в Ф-1, будет к месту.

Самая большая сложность на Гран-при – плотный напряженный график. Достаточно сказать, что работать мы начинали с 5:00.

Руководители Российской автомобильной федерации были рады, что все прошло на ура, иностранцы из FIA удивлены, что вышло настолько здорово. Это первый Гран-при, который провели без активной работы приглашенных зарубежных специалистов – все маршалы наши, Race Control наш. Были только наблюдатели, они сначала пытались вмешиваться, но потом увидели, как мы работаем, и просто смотрели.

Лично я благодарен пилотам Формулы-1 за то, что подарили спокойную гонку. Кто-то скажет, что она вышла скучной, ну а мы оценили профессионализм пилотов, которые смогли обойтись без жесткой борьбы, и необходимость вмешательства была минимальной. В этот уикенд мы вдоволь потренировались на младших сериях – старт, завал, safety car, эвакуация… И хотя были готовы к любому повороту событий на гонке Ф-1, очень радовались, что получили передышку. Пилоты Формулы-1 профессионалы, они это подтвердили.

Анастасия Старостина, логист РСКГ

На Гран-при России Формулы-1 – координатор служб

Комиссаром по безопасности (Safety Officer) на российском этапе Формулы-1 был Александр Старостин. В его подчинении находились полтысячи человек: пожарная служба, медики, спасатели, эвакуация – каждая со своим руководителем. Медицинской службой управлял Сергей Папиянц, эвакуаторами рулил Алексей Ромашкин, за пожаротушение отвечал Константин Ратиани. Ну а я координировала их взаимодействие, занималась организацией питания, составляла графики работы, выездов, возвратов. Были девочки, занимающиеся питанием, автобусами, я их состыковывала, организовывала оборот рабочих документов для служб – на мне были схемы, планы, регламенты, ежедневные расписания и т.п.

Все очень ждали воскресенья. А когда дождались - события пролетели очень быстро, хотя иногда казалось, что круг куда длиннее 5,8 километров и участники проезжают его неимоверно долго.

Первые гонки младших формул и квалификации прошли спокойно, и вдруг такой завал во втором заезде GP3! Отмечу потрясающе быструю работу всех служб. Это круче, чем балет, где просчитано каждое па, каждое движение. И у нас как будто заранее был прописан сценарий вылета: настолько красиво и аккуратно прошла ликвидация его последствий. Эфир был очень спокойный, никакой паники, криков, надрывов; все работали спокойно, четко и слаженно.

Потом оставались в напряжении до конца второй гонки GP2, но все прошло спокойно, и наступил момент, к которому мы шли годы.

Все были начеку, во всеоружии, предельно внимательны, и спасибо пилотам, что не дали возможности нашим службам продемонстрировать свою готовность и уровень подготовки. Прошла гонка быстро и очень аккуратно. Не каждый к концу заезда понял, что все уже позади.

Для флаговых маршалов на гонке Формулы-1 по сути работы не было (им ее хватило на заездах младших серий), остальные просто были начеку, готовились отработать любую ситуацию.

На последнем круге уже было ощущение безмерной радости и гордости за то, что все прошло очень хорошо.

Очень порадовали ребята на питлейне. Каждый момент они были в центре внимания - все ведь происходило прямо перед главной трибуной. Грид-процедура, старт – они все были на виду, на них была огромная нагрузка. Они из разных городов, разного возраста, характера, но смогли доказать, что являются настоящей командой.

Для ребят, которые работали на этапе Формулы-1, прикоснуться к Большим призам было мечтой. Все хотели, чтобы Формула-1 продолжала приезжать к нам, и права на ошибку у нас не было.

Нельзя делить тех, кто там работал, на главных и не очень. И находившиеся в Race Control, и австралийцы, которые готовили нас на протяжении 2 лет, и «служба тыла», которая во главе с Ольгой Кударенко решала все вопросы приезда, расселения, питания, логистики… Все маршалы и представители служб чувствовали поддержку и заботу, их хорошо кормили, создали комфортные условия для работы, все прилетели и улетели без проблем.

И отдельно спасибо погоде зато, что она нас не подвела, не подмочила ни репутацию, ни наши комбинезоны, ни наши ланчи. Было солнышко, позитивное настроение и, самое важное – после финиша, перебравшись через ограждения, на стартовую прямую высыпали сотни фанатов с флагами. Люди, которые видели Гран-при в других странах и дождались Формулу-1 у себя на Родине, вышли на стартовую прямую и скандировали «спасибо»!

Благодарили и тех, кто позволил провести Королевские гонки у нас, и тех, кто не струсил и привез ее сюда, несмотря на всякие запреты, санкции и инсинуации. Говорили «спасибо» тем, кто строил автодром и провел гонку так, что больше нет вопросов насчет дальнейшего проведения Ф-1 в России.

Это были истинные фанаты - не те, кто пришел просто потому, что оказался рядом, а те, кто счастлив, что теперь необязательно ехать за рубеж, чтобы увидеть кумиров, и что у нас есть трасса мирового уровня.

Я видела женщину лет сорока – она стояла и смотрела в щелку на трассу. Когда спросили, чего она ждет – ответила, что очень хочет увидеть болид Хэмильтона.

Не могу сказать, что гонка была скучной – тут кто на что смотрел. Для пилотов, которые едут по новой, техничной, динамичной трассе это не скучно – и у тех, кто знает, что такое автоспорт, язык не повернется назвать Гран-при скучным! Достаточно сказать, что скорости оказались выше запланированных, а время круга - лучше расчетного. Так что пилоты помчали очень быстро.

И ты понимаешь, что делаешь работу не зря. Каждый, кто был на Сочи Автодроме, сделал историю. Я надеюсь, что после Гран-при России и к нашему автоспорту интерес начнет возрождаться.

А навыки, наработки от австралийцев, которые помогали нам готовиться к Формуле-1 с 2012 года, на наших трассах мы используем давно. Например, сигнализация жестами – маршалы сразу взяли ее на вооружение, и в этом году использовали в Российской серии. Сейчас проанализируем, возьмем интересное и нужное, и все наработки приживутся в нашем кольце!

Михаил Коновалов, координатор РСКГ

На Гран-при России Формулы-1 - координатор от РАФ

Честно? Устал как черт. Провел на автодроме месяц - как и все, кто готовил это событие, с утра до ночи. Координировал работу людей из «Центра «Омега» - промоутера Гран-при России - и сотрудников РАФ. У «Омеги» колоссальный опыт, они занимались до этого олимпийской стройкой, но у автогонок есть своя специфика. Вдобавок я принимал участие в обеспечении служб, занимался организацией прибытия и прочим.

Под самый уикенд волновался, но понимал, что нервозности быть не должно: надо собраться и сделать все как положено.

День Гран-при я провел в Race Control - координировал службу безопасности, чтобы въезд и выезд транспорта через наружный периметр был оперативным.

Когда гонка закончилась, было чувство радости и облегчения. Ждал комментарии от FIA, и когда сказали, что все сделано на пять с плюсом, получил заряд позитива. По их словам, это первый раз, когда дебютное мероприятие проведено на таком высоком уровне.

В жизни Формулы-1 отметил упорядоченность. Как приезжают команды, как разворачиваются, насколько быстро разгружают и монтируют оборудование (а оно там сложное и его много) – это просто поразительно, насколько быстро и четко работают. Никаких ночных работ – все успели сделать к 7 вечера и освободились.

Чтобы в российском кольце все было так же гладко, считаю, не надо искать виновных в любой ерунде, нужно принимать четкие решения, неукоснительно следовать им и помогать друг другу.