05.11.2014
ПИЛОТЫ РСКГ НА MAZDA SPORT CUP

Спортсмены Российской серии выступили в роли тренеров на этапе любительского Кубка на Сочи Автодроме.

Российское представительство Mazda Motor Rus давно занимается популяризацией автоспорта среди владельцев автомобилей этой марки. С 2008 по 2010 год проводился любительский чемпионат Mazda Zoom-Zoom Challenge: на протяжении сезона через его сито проходили тысячи человек, а финалисты получали шанс отправиться на легендарный Нюрбургринг или Хоккенхайм, чтобы принять участие в итоговом соревновании.

С 2011 года мероприятие проходит под названием Mazda Sport Cup. Организаторы – Mazda Motor Rus совместно с Mazda Russian Community – каждый год вносят изменения в регламент, и пилотам-любителям не приходится скучать. В числе заданий – тест на физподготовку и знание спортивного регламента, гонки в формате time-attack, заезды на экономичность (за определенное время нужно пройти определенную дистанцию, потратив наименьшее количество топливо) и марафонские гонки с масс-стартом и сменами пилотов!

География мероприятия каждый год меняется – на этот раз после отборочных этапов на АДМ Москва в Мячково и Нижегородском кольце финалисты отправились на Сочи Автодром. Помимо двух команд журналистов и такого же количества корпоративных клиентов в решающей гонке приняли участие 7 коллективов, состоявших из владельцев Mazda. Заезды проводились на серийных моделях Mazda3 с 2-литровыми моторами мощностью 150 л.с. и специально подготовленных родстерах Aori, построенных на базе модели MX-5. В числе их отличий от гражданских версий – каркасы безопасности и цепкие шины Yokohama AD08.

Каждой группе участников полагается тренер – профессиональный автоспортсмен. На этот раз на роль наставников пригласили Илью Буренко, Алексея Груздева, Александра Потехина, Дмитрия Киселева, Владимира Гольцова и целую когорту пилотов Российской серии кольцевых гонок вместе с ее гоночным директором Александром Сотниковым. Секретами мастерства с гонщиками-любителями делились участники РСКГ Наталья Гольцова, Владислав Кубасов, Павел Кальманович, Борис Шульмейстер и Владимир Шешенин. Им Сочи Автодром хорошо знаком: Российская серия кольцевых гонок открыла новую трассу еще за месяц до Гран-При России Формулы-1.

Заключительный этап Mazda Sport Cup 2014 выдался непростым: абсолютное большинство пилотов-любителей оказалось на этом автодроме впервые, трудностей добавили переменчивая погода и ранние сумерки – финальные круги участники преодолевали под проливным дождем и в свете фар… Однако ни один серьезный инцидент не омрачил мероприятие.

Самой быстрой и слаженной стала команда частников «Бдыщ», которую наставлял многократный Чемпион СССР и России Владимир Гольцов. Вместе с занявшей второе место командой «Хочу в Сочи» и победителями в корпоративном и «журналистском» зачете они отправятся в Екатеринбург на зимний кубок Mazda Ice Race.

Для одних профессиональных пилотов это не первый опыт участия в Mazda Sport Cup, другие дебютировали в роли тренеров. В своих впечатлениях гонщики отметили высокий уровень организации мероприятия, заботу и внимание организаторов ко всем участникам и теплую атмосферу, которая царила на этапе любительского кубка.

Александр Сотников, директор гонок РСКГ

Я уже участвовал в этих мероприятиях несколько раз и зимой и летом. Тяжело сравнивать Mazda Sport Cup с чем-то другим, потому что аналогов по креативности, по профессиональной подготовке к мероприятию, отношению к мелочам просто нет. Mazda этим Кубком поднимает собственную оценку и помогает приобщиться к корпоративному духу.
Общее между любыми гонками - безопасность. Не имеет значения статус, зрелищность не должна возобладать над безопасностью. Разница в атмосфере. В профессиональных гонках все приехали за одним и тем же, в каких бы хороших отношениях ни были, они приехали на гонку. А тут праздник. Да, во время заезда все переживают, но до начала и после заезда это единение людей. Они объединены общей идеей.
Каждый раз по жребию мне как тренеру достаются разные команды. На этот раз был уникальный коллектив, который удивил серьезностью подхода и готовностью к решению задач. Я не вмешивался в их тактику, они сами составили формулы, посчитали на компьютере, кто, с какой скоростью и сколько смен должен ехать, когда пит-стопы с учетом заезда и выезда на питлейн...
Мое участие свелось к тому, чтобы постараться обеспечить их максимальной информацией по непонятным вопросам, уберечь от лишних действий. Был фактически менеджером команды, узнавал у судей, как действовать в разных случаях и был готов донести правильный порядок действий еще до того, как они ими озадачивались.
Не уверен, что ребята знали, кто я и чем занимаюсь. Меня представили как спортсмена - им этого было достаточно. У ребят разное отношение к спорту и быстрой езде, и уровень подготовки чуть разный. Кто-то ездит на быстрых машинах на трек-дни, эти знают серии РСКГ, MaxPowerCars, RHHCC. Я слушаю и понимаю - раз гоняют по Нюрбургрингу на Porsche, значит, определенное представление о быстрой езде имеют. А кто-то просто приехал с остальными.
Команда выиграла в корпоративном зачете, но не стала лучшей в абсолюте. Как сказали сами ребята: "у нас с расчетами все отлично, с реализацией не очень". Трасса незнакомая, это помешало выполнить задачи.
Были вопросы по организации самой гонки. Я отчасти догадываюсь о причинах - на Сочи автодроме нет профессиональной бригады маршалов, ребята только учатся, они никого не привлекают: вся дистанция, рейс-контроль, хронометраж - на местном персонале. И будь рукогон хоть семи пядей во лбу, одному ему не вытянуть гонку на идеальным уровне. Должна быть команда, а ты ее звено и руководитель.

Со временем все встанет на свои места. Вопросы есть, но я не хочу идти за разъяснениями. Мероприятие прошло, все радостные; очень здорово, что оно состоялось именно здесь. Надеюсь, каждое последующее мероприятие на этом автодроме будет не только помпезным, но и профессиональным.

Борис Шульмейстер, пилот РСКГ, чемпион в классе Туринг-Лайт сезона-2014

Я не первый раз на Mazda Sport Cup, и мне всегда здесь хорошо, радостно и комфортно. Независимо от того, на каком месте финишируют мои подопечные, я чувствую атмосферу праздника. Спорт здесь любительский не в смысле «непрофессиональный», а в смысле – собрались любители праздника и гонок. Позовут – поеду еще с удовольствием.
Не так много можешь дать людям, которых впервые видишь за несколько часов до гонки, но я всегда пытаюсь принести ощущение комфорта, успокоить своих пилотов и дать базовые вещи: не нужно выигрывать гонку в первом повороте, надо ехать чисто, без штрафов. Пытаюсь дать спокойный настрой, чтобы они проехали и получили удовольствие.
В любых гонках – и профессиональных, и любительских – важен опыт, накат. Преимущество у того, кто больше тренируется. При наличии бюджетов, времени и мотивации все мои ребята смогла бы проявить себя в профессиональном автоспорте.
Для меня Mazda Sport Cup – это возможность в неформальной атмосфере повидаться со старыми друзьями. Во время наших гонок я не могу расслабиться, я приезжаю за победой. Здесь нагрузка другая, здесь я отдыхаю.

Владимир Шешенин, пилот РСКГ, обладатель Кубка России в классе Национальный сезона 2014

Я впервые тут. Очень хотел попасть, потому что зимний этап проходит в моем родном Екатеринбурге, я знал об этом, следил в соцсетях и мечтал как-то побывать. А тут Бориса Шульмейстера спросили, кого можно позвать тренером, и он назвал меня как «позитивного чувака». А я подтянул Пашу Кальмановича.
Запомнился Кубок тем, что все здесь для людей. Расписание, логистика и забота. Когда заходишь в номер уставший, замученный, а там сюрприз - очень круто, безумно приятно.
Но со спортивной точки зрения сравнивать Mazda Sport Cup с профессиональной серией сложно. Мероприятие специфичное, и некоторые вещи выглядят странными. Не плохими, нет - просто странными! Но у ребят свои гонки, со своими правилами - и ладно, мы их принимаем, никто из нас не конфликтовал.
Мне очень понравилась Mazda МХ-5 Aori. Получил огромное удовольствие, пусть у нас будет такой класс в профессиональных гонках! Я давно не ездил на заднем приводе, и маленькая быстрая безопасная машинка очень понравилась. Можно создать такой класс, и люди с удовольствием туда пойдут.
Ребята, у которых я был тренером, могут стать и профессиональными спортсменами. Когда человек выходит из руля с трясущимися от адреналина кончиками пальцев, ты видишь в нем себя. Хотя быстро передать опыт невозможно, вдобавок много ограничений: не то что камер и телеметрии, обычную связь нельзя использовать. Единственное, что я смог сделать, - поднять народ в 6 утра, и с 7:00 мы ходили по трассе. И потом они признавались: да, это дает эффект - каждый раз мы вспоминаем твои слова, как ехать это место.
Знали они, кто я? Ну, популярность растет. Некоторые не в курсе, что я выиграл Гонку звезд "За рулем", но практически все знали, что я взял Кубок России в Национальном.
Я пришел в номер, и там лежала маленькая статуэтка тренера. Не лучшего - моя команда не победила. Он символичный, но это мой первый приз тренера. И как свой первый кубок в картинге, буду хранить эту статуэтку, поставлю на видное место и буду сдувать пылинки.

Павел Кальманович, пилот РСКГ (6 место в классе Туринг в сезоне 2014)

Организация супер, судейство озадачило - сильно отличается от нашего. Сначала вникал в регламент, задавал ребятам вопросы, но потом быстро разобрался. Больше всего загадок оставила гонка на экономию.
У меня не было возможность поездить с командой и показать людям, как правильно. Советовались по тактике, но мнения сходились - потому что математически оптимальных вариантов немного.
Есть быстрые ребята, лучший в моей команде проехал конфигурацию с ретардерами за 3 минуты 19 секунд, а я за 3 минуты 17 секунд.
Mazda МХ-5 Aori – приятная машина с хорошим балансом, я сразу сказал, как вылез: надо в Супер-продакшн ее запускать! Шутка, но будь мотор мощнее, вполне можно было.

Владислав Кубасов, пилот РСКГ (12 место в зачете Туринг-Лайт в сезоне 2014)

Все здорово, круто, понравилась организация, отношение промоутера – Mazda Motor Rus - к участникам. Молодцы участники, ненапряжный формат - разве что переменчивая погода чуть испортила результат.
Тренерская работы нравится. Много дать не мог, старался работать с настроем, создать комфортную обстановку. Если сравнивать РСКГ и этот уикенд - там я и пилот, и руководитель команды, это требует много времени и нервов. А тут чувствовал себя расслабленно, и мы реализовали все задуманное. Ребята молодцы, умеют слушать и исполнять, а это умение - одно из главных для гонщика.

Наталья Гольцова, пилот РСКГ (5 место в зачете Национальный в сезоне 2014)

Третий раз с Mazda, и каждый раз это самое фееричное завершение сезона. Мои гонки закончены, я еду на Mazda Sport Cup и получаю заряд позитива. Тут я побываю и пилотом, и тренером, получу максимум энергии на следующий год - а в этом сезоне это было особо необходимо.
Сюда приезжаю не только обучать, но и обучаться, это всегда двусторонний процесс.
Плюс смотрю на процесс организации - я же организатор трековых гонок Кубка России в Удмуртии, чемпионата Республики и других мероприятий, я приезжаю сюда и потом делаю такие мероприятия, каких у нас еще не было!
Капитан моей команды мне признался: когда была жеребьевка и решалось, кто из спортсменов какой команде будет помогать, он очень хотел, чтобы им досталась я. И вот – сработало! Очень важен посыл, мечты могут сбываться.
В профессиональные гонки могут пойти все мои ребята - вопрос, нужно ли это им самим. Половина об этом задумывается, а я здесь как раз для того, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни и автоспорт!

Владимир Гольцов, многократный чемпион СССР и России, тренер команды-победительницы Mazda Sport Cup

Это первая моя проба в любительском мероприятии Mazda Sport Cup как тренера. Уровень команды отличается от профессионального, но для клубного чемпионата ребята выглядели достойно. Просчеты простительны, к тому же у соперников их было больше - а выигрывает тот, кто делает меньше ошибок.
Мне надо было настроить команду, дать рекомендации, которые определили бы правильные действия, тактику - расстановку смен. Да и просто поддержка важна, главное подбодрить пилота, и у него появится стимул.
Ребята молодцы, ехали надежно и управляли своими мыслями, не превышали возможности - это как раз цель тренерской деятельности.

 

Галерея